Мухомор - шаманский гриб

Тема в разделе "Šamaniskie augi,etnobotānika", создана пользователем Che Guevara, 13/11/13.

Внимание, вы находитесь на запасном форуме который не работает и не будет работать, он просто для общения на случай если основной не работает.не покупайте тут не у кого! Основной форум Legalizer.info Legalizer.vip Legalizer.cc Legalizer.info Legalizer.vip Legalizer.cc
  1. TS
    Che Guevara

    Che Guevara Хорошо известный

    Регистрация:
    16/5/13
    Сообщения:
    652
    Карма:
    203
    Оценки:
    +870/0/-0
    Депозит:
    $100
    Психотропные и галлюциногенные средства, к которым также относится и мухомор, являются непременной частью традиционной культуры множества народов мира. В любом регионе мира обязательно встречается применение наркотических веществ местного происхождения.

    К примеру, опыт сибирских народов относительно наркотиков чаще всего связывают именно с мухомором. И даже больше, в наши дни уже сложился своего рода научный миф об использовании этих грибов в ритуально-обрядовых традициях народов Сибири. Особенно распространен он в кругах западных этнофармакологов и историков (Wasson, 1968; Торп, Джеймс, 1997; Маккена, 1995 . Кроме того, употребление мухоморов непременно связано с шаманизмом в Сибири. Находят множество сходств шаманской психоделии в древних грибных церемониях и современных народностей мира. Но были ли на самом деле так распространены галлюциногенные грибы в Сибири; насколько прочны связи, образованные между психотропными функциями мухоморов и сибирским шаманизмом; и каким, же образом применялись наркотические средства в практике сибирских шаманов?
    http://1форум_конкурентов.biz.biz/attachments/muxomor-1-jpg.69223/

    Как был рожден научный миф?

    Внимание к наркотическим грибам, а именно, к мухоморам в различных ритуалах впервые привлекли основатели этномикологии Валентина и Гордон Уоссоны. Ими было выявлено большое число примеров грибных культов, существовавших в древней евразии и Америке, что даже позволило им разделить все народности мира на микофобов и микофилов. Супруги также выдвинули оригинальную гипотезу, создавая свой совместный труд, согласно которой известнейшая сома ведов, изготавливалась из грибов, имеющих красную шляпку и белые пятнышки, то есть на основе мухоморов. Эта идея была наиболее полно развернута Г.Уоссоном в собственной книге «Сома: божественный гриб бессмертия». В ней он даже описал вероятное время, а также место происхождения такой традиции, как приготовления напитка сомы. По его мнению, это Сибирь времен III – II тысячелетия до н.э., которое он связал с переселением ариев в Индии. Данная гипотеза Р. Г. Уоссона возымела большой резонанс. Откликнулись на нее также и ведущие исследователи в сфере мифологии (Топоров, 1970, Levi-Strauss, Елизаренкова,1970). Хотя некоторые спорные положения критиковались, гипотеза в целом была принята, и никто не усомнился в активном использовании мухомора, как шаманского гриба в практике народов Сибири. В.Н. Топоров и Т.Я.Елизаренкова даже продолжили развивать данную мысль, связывая представления об этом грибе с семантикой шаманского дерева (мирового), находя варианты, подтверждающие связь мухомора с сомой, которые не заметил Г.Уоссон.

    Становление этномикологии, как науки, а также развернувшиеся дискуссии, связанные с ней, кроме плодотворного результата – усиления внимания к грибам в мифологии, имели также ряд взаимосвязанных последствий, в первую очередь, для изучения территории Сибири. Прежде всего – появилось твердое представление, что мухомор - шаманский гриб; к тому же, начались поиски фактов, подтверждающих существование грибных церемоний у древнего сибирского населения; и наконец – употребление любых галлюциногенных и наркотических веществ народами Сибири начали связывать только лишь с шаманизмом. Стоит отметить, что это все осуществлялось наряду с негласным запретом на проведение исследований в СССР наркотиков.

    Использование шаманского гриба на севере Сибири

    На сегодняшний день хорошо известна традиция употребления мухоморов у народов северо-восточной части Сибири. К примеру, В.Г.Богораз утверждал, что возбуждающие и одурманивающие свойства мухомора открыли туземцы Северо-Восточной части Азии. А в 1787 году некий участник северо-восточной экспедиции наблюдал ее также у ительменов: они потребляли красные грибы (под названием мухоморы) вместо вина, от которых становились пьяными и даже бешенными, а те, у кого не было такой возможности, пили урину от первых, от чего становились взбешенными еще больше первых. Известным фактом является то, что мухоморы особенно активно употребляли коряки, применяли их и южные ительмены, и тихоокеанские чукчи. Но здесь, однако, прием шаманских грибов в то время был ограничен тем, что психотропные свойства были не у всех видов мухомора, и растут они лишь в таежных районах, поэтому могут добываться в весьма ограниченных количествах. Необходимо добавить, что об опьяняющих возможностях мухоморов было известно почти всем обитателям северо-востока Сибири. А группы, самостоятельно не использовавшие мухомор, собирали его, чтобы продавать тундровым оленеводам – своим соседям. Чукчи же, ели гриб чаще всего в засушенном виде. Его заготавливали впрок, нанизывая по 3 шт. на нитку и высушивая. Для употребления отрывались небольшие кусочки, которые тщательно пережевывались, после чего проглатывались, запивая водой. Коряки имели обычай, когда гриб разжевывала женщина, отдавая жвачку мужчине. Таким образом, на северо-востоке сибирских земель о приготовлении напитков из мухоморов не было известно.

    Как стало известно, еще до прихода русских, о том, что мухомор – шаманский гриб, было известно не только северо-восточным народам Сибири. Имеются сведения, что его потребляли юкагиры, якуты, обские угры. Хотя в Западной Сибири их использовали в сыром виде или в качестве отвара из сушеных мухоморов.

    Красный мухомор содержит 2 алкалоида – микоатропин и мускарин. Второй является наиболее сильнодействующим. Его относят к сильнейшим ядам. При одновременном приеме человеком 0,005 гр. могут возникать самые разнообразные последствия, даже летальный исход. Может применяться, как алкалоид, для стимулирования лишь в небольших дозах, которые не являются токсичными. Но, как предполагают, мускарин не обладает галлюциногенным эффектом, а на мозг воздействует микоатропин. Впрочем, это лишь гипотеза, так как опыты на людях с микоатропином не проводились. В любом случае прием мухоморов, которые содержат мускарин, крайне опасен, необходимо точно рассчитать дозировку.

    Исходя из приведенных выше примеров, народам Сибири была хорошо известна «средняя» доза – 3 гриба. Однако величина дозы варьировалась обычно в зависимости от физического состояния человека, продолжительности и интервалов между употреблениями. Молодые люди принимали мухоморы небольшими дозами, постепенно увеличивая ее, частота приемов увеличивалась, а повторить опьянение можно было сразу же после наркотического сна, приняв даже малую дозу. В работах В.Г.Богораза подробно описаны 3 стадии грибного опьянения у чукчей, наступавших последовательно или по отдельности на протяжении одного приема. Первая стадия (чаще возникает у молодежи) характеризуется приятным возбуждением, беспричинной шумной веселостью, появляется физическая сила и ловкость. Вторая стадия (у более старшего поколения) отличается возникновением галлюциногенных реакций, голосами в голове, видениями различных духов. Кроме того окружающая реальность начинает выглядеть как иное измерение, а предметы выглядят очень большими, однако человек все еще осознает себя и реагирует на различные обыденные бытовые явления, в состоянии давать осмысленные ответы на вопросы. Третья стадия является самой тяжелой, так как человек входит в такое состояние сознания, когда полностью теряется связь с окружающим миром, пребывает в иллюзорном мире с духами, под их властью. Он длительное время находится в активном состоянии, может передвигаться и разговаривать, после чего погружается в тяжелейший наркотический сон.

    Однако все вышеприведенные свидетельства вовсе не связаны с шаманской практикой, скорее - это бытовая наркомания. Как и другие наркотические вещества, мухомор приводил к типичной интоксикации, от употребления внутрь появлялась зависимость от алкалоидов. Судя по всему, знания древних народов о свойствах грибов возникли как результат пищевых экспериментов, а развивались вместе с практическим опытом потребления этого наркотика. По крайней мере, знания о необходимых дозировках и правилах употребления у северных народов были устойчивыми уже в XVIII веке. Это заставляет задуматься о том, что потребление мухоморов должно было развиться, пройдя некоторый этап тестирования, во время которого и выработались нормативы и рецептуры. Учитывая, что мухоморы с галлюциногенным эффектом произрастают не везде, а их психоактивность меняется из-за ежегодных климатических условий, то приходится признать, что данный этап должен был быть достаточно длительным.

    Безусловно, мухомор оказывал воздействие на психику, вызывая в ряде случаев галлюциногенные реакции, таким образом, обеспечивая контакт с духами. Когда мухомор выводил потребителя в сферу сакрального, он обретал магическую силу. Исходя из приведенных выше описаний, массовое употребление этого гриба вовсе не ставило задачей магическое перемещение, а скорее сугубо прозаическую цель. Известно, что употребление наркотических веществ стимулирует ЦНС, способствует ее возбуждению, приводит в состояние эйфории. Результатом является корковое торможение и угнетение деятельности коры полушарий мозга, торможение активного мышления, памяти, ситуационных эмоций, однако во время этого увеличивается возбудимость центров, отвечающих за положительные эмоции (радость). В подавляющем большинстве случае последнее так сильно и привлекает наркоманов. Таким образом, нужно признать, что утверждение: мухомор – шаманский гриб, не совсем правдиво. Массовый прием гриба у северных народов Сибири имело место вне связи с шаманской практикой, а скорее параллельно ей.

    Шаманский гриб в ритуале и мифе

    Мухомор, хотя и является частью пищевой культуры, безусловно, занял свое место в шаманской практике. У чукчей, например, гриб преобразовывался в духа – мухомора, люди представляли его в виде настоящего гриба – без ног и шеи, с большой головой и цилиндрическим телом, хотя и в других формах он также мог являться. Передвигался он, быстро вращаясь. Чукчи считали, что духи-мухоморы очень сильны, у них хватает силы прорастать сквозь деревья и камни, кроша и разрывая их. Также они имеют связь с нижним миром, по крайней мере, чаще всего они водят собственных ценителей в страну мертвых. По этой причине мухоморы очень коварны и опасны, они требуют к себе постоянного почтения, заставляют выполнять их приказания, за неповиновение угрожают смертью, а кроме того, играя злые шутки с людьми, показывая некоторые вещи в искаженном виде. В рядах обских угров было распространено представление, что мухомор содержит в себе особый дух. Как рассказывал М.В. Шатилов, «пун» (мухомор – А.Ш.) вводил человека в особое состояние, когда тот все и обо все знает.

    При употреблении мухоморов люди с легкостью контактируют с ними, обретая часть мистической силы грибов, а иногда даже могут сами ощущать себя грибами. Судя по всему, лишь отдельные, чаще всего физиологически предрасположенные индивидуумы, принимали мухоморы именно в стремлении к связи с миром духов, обретением новых магических возможностей, которые даровали духи природных стихий. Данное явление было широко распространено именно в Западной Сибири. Такого рода индивидуальный опыт и лег в основу представлений о шаманской сущности гриба. На самом деле, имеются сведения, что немало сибирских шаманов являлось «визионерами», входящими в транс после употребления мухоморов, или тех, которые посещали духов в состоянии наркотического сна после их поедания. Если говорить о мухоморе, как о шаманском грибе, то стоит сказать, что существовали 2 разные модели применения мухоморов: на северо-востоке преобладала профанная модель, когда грибы могли пробовать почти все члены сообщества; а в Западной Сибири была распространена сакральная модель, когда мухоморы потребляли, лишь отдельные лица и только для ритуалов.

    К вышеописанному стоит добавить также и то, что многие считают традицию поедания мухоморов скорее не шаманской практикой, а магической. Сам гриб имел символическое значение.
     
    • Мне нравится Мне нравится x 1
  2. swallowmyvommit

    swallowmyvommit Alcoholic of a forum Banned

    Регистрация:
    23/12/13
    Сообщения:
    30
    Карма:
    48
    Оценки:
    +32/0/-0
    Отличная статья!
     
    • Мне нравится Мне нравится x 1