==Терминология от Unreal Real==

Нереальная реальность

  1. TS
    claustro phobik

    claustro phobik Unreal Dreams...

    Регистрация:
    7/9/14
    Сообщения:
    2.637
    Карма:
    483
    Оценки:
    +8.170/8/-2
    • Мне нравится Мне нравится x 7
    Последнее редактирование: 20/1/16
  2. TS
    claustro phobik

    claustro phobik Unreal Dreams...

    Регистрация:
    7/9/14
    Сообщения:
    2.637
    Карма:
    483
    Оценки:
    +8.170/8/-2
    Диаспора (греч. διασπορά, «рассеяние»)
    — часть народа (этноса), проживающая вне страны своего происхождения, образующая сплочённые и устойчивые этнические группы в стране проживания, и имеющая социальные институты для поддержания и развития своей идентичности и общности.


    Ренегат
    — лицо, перешедшее из одного вероисповедания в другое; в переносном смысле — человек, изменивший своим убеждениям и перешедший в лагерь противников, отступник, изменник.

     
    • Мне нравится Мне нравится x 1
    • Согласен Согласен x 1
  3. TS
    claustro phobik

    claustro phobik Unreal Dreams...

    Регистрация:
    7/9/14
    Сообщения:
    2.637
    Карма:
    483
    Оценки:
    +8.170/8/-2
    Alter ego
    — реальная или придуманная альтернативная личность человека. Это может быть лирический герой, образ, закрепившийся за псевдонимом, наместник или даже одна из множества личностей, появившихся в результате психического расстройства.


    Маргиналии
    — рисунки и записи на полях книг, рукописей, писем, содержащие комментарии, толкования, мнения относительно фрагментов текста или мысли, вызванные ими.

    [doublepost=1472039539][/doublepost]
    Пассеизм
    — пристрастие к минувшему, прошлому и равнодушное (враждебное или недоверчивое) отношение к настоящему и будущему.
     
    • Мне нравится Мне нравится x 2
    • Полезно Полезно x 1
  4. TS
    claustro phobik

    claustro phobik Unreal Dreams...

    Регистрация:
    7/9/14
    Сообщения:
    2.637
    Карма:
    483
    Оценки:
    +8.170/8/-2
    Рурализация
    — процесс, обратный урбанизации. Отток населения из городов в сельскую местность в связи с ухудшением в них экономической (прежде всего продовольственной) ситуации.


    Предрассудок
    — мнение, предшествующее рассудку, усвоенное не критически, без размышления. Это иррациональные компоненты общественного и индивидуального сознания — суеверия и предубеждения
     
    • Мне нравится Мне нравится x 1
    • Полезно Полезно x 1
  5. TS
    claustro phobik

    claustro phobik Unreal Dreams...

    Регистрация:
    7/9/14
    Сообщения:
    2.637
    Карма:
    483
    Оценки:
    +8.170/8/-2
    Тульпа
    — сильная индивидуальная галлюцинация.
     
    • Мне нравится Мне нравится x 1
    • Полезно Полезно x 1
  6. TS
    claustro phobik

    claustro phobik Unreal Dreams...

    Регистрация:
    7/9/14
    Сообщения:
    2.637
    Карма:
    483
    Оценки:
    +8.170/8/-2
  7. TS
    claustro phobik

    claustro phobik Unreal Dreams...

    Регистрация:
    7/9/14
    Сообщения:
    2.637
    Карма:
    483
    Оценки:
    +8.170/8/-2
    Мантикора —
    вымышленное существо — чудовище с телом красного льва, головой человека и хвостом скорпиона. Существо с рыжей гривой, имеет три ряда зубов и глаза, налитые кровью.


    Симулякр —
    «копия», не имеющая оригинала в реальности. Иными словами, семиотически, знак, не имеющий означаемого объекта в реальности.
    Например, симулякром можно назвать картинку, которая кажется цифровой фотографией чего-то, но то, что она изображает, на самом деле не существует и не существовало никогда.

    Амперсанд
    (иногда — амперсенд; от англ. ampersand) — название знака «&».

     
    • Полезно Полезно x 1
  8. TS
    claustro phobik

    claustro phobik Unreal Dreams...

    Регистрация:
    7/9/14
    Сообщения:
    2.637
    Карма:
    483
    Оценки:
    +8.170/8/-2
    Цинизм или циничность —
    откровенное, вызывающе-пренебрежительное и презрительное отношение к нормам общественной морали, культурным ценностям и представлениям о благопристойности, отрицательное, нигилистическое отношение к общепринятым нормам нравственности, к официальным догмам господствующей идеологии.
    Мировоззрение, воспринимающее этические ритуалы, как мешающие или избыточные для решения практических задач, отрицающее такие мотивы поведения, как сострадание, жалость, стыд, сочувствие и др. как несоответствующие личному интересу.
     
    • Мне нравится Мне нравится x 1
    • Полезно Полезно x 1
  9. TS
    claustro phobik

    claustro phobik Unreal Dreams...

    Регистрация:
    7/9/14
    Сообщения:
    2.637
    Карма:
    483
    Оценки:
    +8.170/8/-2
    Фрейдизм и неофрейдизм

    Фрейдизм как философское направление вырос из психоанализа — метода исследования, предложенного 3. Фрейдом дня лечения истерии. Однако этот метод вышел далеко за рамки медицинского статуса. Прежде всего он повлиял на психологию, которая отныне не могла не учитывать в своих исследованиях феномен бессознательного. В свою очередь, философские концепции, ставящие в центр анализа человека, не могли не учитывать его психику и влияние бессознательного на все стороны его жизнедеятельности. Так возникло новое философское направление — фрейдизм. Основным его понятием является бессознательное. Бессознательное — это вытесненное из сознания, неосознаваемое, которое сохраняется в подсознании, а исподволь, неосознанно воздействует на психику и поступки человека. Бессознательное выражается в различных комплексах подсознания. По Фрейду, это прежде всего либидо — комплекс сексуального влечения. Черты психосексуального развития, заложенные в человека еще в детстве, он проносит через всю жизнь.

    Идеи бессознательного и психоанализа легли в основу различных направлений неофрейдизма. Основатели неофрейдизма К. Корни, А .Кардинер, Г. Салливан, Э. Фромм начинали как ортодоксальные фрейдисты. Но постепенно они все более включают в свои аналитические построения социальную компоненту. Сопиологизация психоанализа позволила им перенести фрейдистские идеи на общество и отвергнуть ряд ограниченных положений теории Фрейда.

    Одним из основных направлений, вышедших из фрейдизма, стала аналитическая психология, крупнейшим представителем которой был К.Г Юнг. Фрейд признавал, что Юнг внес много нового и полезного в психоанализ. Юнг считая преувеличенным влияние сексуального влечения на человеческое поведение согласно концепции Фрейда. Он не только отвергал резкое противопоставление сознательного и бессознательного, но считал бессознательное полезным и созидательным.

    Юнга также интересовал социальный аспект психоанализа. Считая возможным применить его к обществу, Юнг активно использовал для таких исследований мифологию и антропологию. Он ввел в научный анализ понятие коллективного бессознательного, основанного на архетипах — бессознательных общих представлениях, влияющих на социальное поведение больших масс людей. Введение понятия архетипа расширило возможности исторического психоанализа.

    Психоаналитические идеи легли в основу целого ряда современных философских направлений. Среди них можно назвать «Психологическую философскую антропологию» (Л. Бинсвангер), «Экзистенциальный психоанализ» (Ж.П. Сартр, Э. Фромм), «Психоаналитическую герменевтику» (А. Лоренц, Ю. Хабермас), «Структурный психоанализ» (К. Леви-Строс, Ж. Лакан) и др. Психоанализ в современных его вариантах оказывает возрастающее влияние на все сферы жизни, прежде всего на искусство и науку.
     
    • Полезно Полезно x 1
  10. TS
    claustro phobik

    claustro phobik Unreal Dreams...

    Регистрация:
    7/9/14
    Сообщения:
    2.637
    Карма:
    483
    Оценки:
    +8.170/8/-2
    Кидалт —
    взрослый человек, сохраняющий свои детские и юношеские увлечения
     
    • Мне нравится Мне нравится x 1
    • Полезно Полезно x 1
  11. -Я-

    -Я- Местный житель

    Регистрация:
    11/9/14
    Сообщения:
    1.974
    Карма:
    483
    Оценки:
    +5.838/3/-1
    Доктор, я вижу странные вещи

    В этом посте будут раскрыты
    Несколько определений "странных" понятий и терминов...

    и без их разжёвывания - думаю будет не понятно!!!

    Знаки на небесных телах, тайные письмена, подтверждающие теорию заговора, зашифрованные послания пришельцев — серьёзные разговоры о таких «неоспоримых доказательствах» вызывают у людей здравомыслящих желание немедленно вызвать карету скорой помощи. Однако, может быть, стоит запастись терпением и изучить само умение человеческого разума цепляться за случайные соответствия и придавать им сверхзначение.

    «Это всё не просто так!»

    Апофения

    и
    парейдолия

    Апофенией называют стремление видеть закономерности там, где их нет. Более узкий термин, обозначающий зрительные иллюзии — парейдолия. Иногда речь может идти о серьёзном психотическом расстройстве, однако в случае с адептами лженаук это своеобразный способ исследования: желаемое принимается за действительное, а довершает дело естественная способность любого, даже вполне здорового человеческого мозга находить закономерности в хаосе.

    Адепты апофенических толкований обнаруживают тайные знаки на природных объектах и артефактах, а также трактуют все случайные сходства в соответствии со своей теорией. При таком подходе напоминающие космонавтов люди на древних изображениях подтверждают теорию палеоконтакта, и даже даже очертания континентов могут быть связаны с каким-нибудь древним алфавитом.​
    Например, автор неакадемических исследований Валерий Чудинов, который полагает, что все языки произошли от русского, обнаруживал «славянские ведические руны» в начертаниях этрусского алфавита, на культовых предметах античных и до античных времен, на артефактах самых разных культур, на спутниковых картах Google, в очертаниях облаков и даже на поверхности Солнца (потом это изображение оказалось снимком штукатурки, который исследователю прислали, чтобы проверить метод).​

    Когда бездна вглядывается в тебя​


    Метод поиска скрытых истин состоит в разглядывании изображений с разных углов и изучении мелких деталей в поисках структуры или подобия. Если упорядоченности или сходства с нужным предметом, буквами или цифрами нет, можно отразить картинку по вертикали или горизонтали, продлить незавершённые линии или пустить в ход нумерологию — произвести подсчёт деталей и умножить результат на какое-нибудь сакральное число (при должной степени везения результат совпадает с чем-то ещё более сакральным).​
    Способность человека видеть сходства и закономерности, связанные с какой-то темой, растёт с практикой и по мере погружения в вопрос, так что через какое-то время всё может выйти из-под контроля. Кроме того, апофения заразна, а всякий единомышленник, который подтвердил, что видит то же самое, удесятеряет способности ободрённого толкователя. Рассмотрев несколько десятков изображений, через какое-то время начинаешь сомневаться в своём рассудке — правда ведь, как настоящие пришельцы. Даже шутки над апофениками бывают опасны: в юмористическую гипотезу кто-то может поверить. И найти «доказательства», до которых не додумался даже её автор.​

    [FONT=ff-yoga-web-pro, Georgia, serif]

    — Мать честная. Твое открытие означает, что все, кто говорит, что он розенкрейцер, на самом деле лгут, и, следовательно, они на самом деле розенкрейцеры! (...) Поскольку у них везде шпионы, и в частности под этой нашей кроватью, пусть они понимают, что мы их понимаем. И пусть начнут говорить, что они не розенкрейцеры.
    — Ты знаешь, мне стало страшно.

    — Умберто Эко«Маятник Фуко»​
    А теперь серьёзно​


    Если начёт самих рунических знаков на небесных телах академической науке всё более-менее ясно, то способность человека считывать и инстинктивно опознавать символы действительно исследована не в полной мере. Изучение того, почему человек стремится видеть упорядоченные структуры в «белом шуме» — перспективное направление для психологов, когнитивистов, нейробиологов и программистов, занимающихся машинным обучением.​
    В 2014 году Шнобелевскую премию получили неврологи из университета Торонто, обнародовавшие исследование мозговой активности людей, которые видят божественный лик и другие значимые символы на тостах (этот вид «чудес» особенно распространён в Америке, где тостеры очень популярны, и почти не встречается в России). Учёные из Торонто получили антипремию из-за того, насколько курьёзным был сам предмет исследования, однако методы (наблюдение с помощью МРТ) были научны, а выводы — полезны.​

    Выяснилось, что при одинаковой мозговой активности у испытуемых содержание того, что они видят, разнится в зависимости от вероисповедания и личных взглядов.​
    Схожую механику имеют мистические переживания, которые люди описывают после опыта клинической смерти или приступа эпилепсии. Мы уже писали о книгах Дика Свааба «Мы — это наш мозг. От матки до Альцгеймера» и «Ты — это твой мозг: Всё, что ты захочешь узнать о своём мозге» (версия для детей). В этих работах нидерландский нейробиолог рассказывает о том, почему возникает ощущение «света в конце тоннеля», внетелесного опыта, «прикосновения к чему-то большему». По причинам нейробиологического свойства у разных людей такие проявления будут схожими, а вот трактовки зависят от культурного контекста.​
    Как это всё-таки объяснить?​


    У природных объектов могут быть самые разные причины принять ту или иную форму (вулканические процессы, сход ледников, попадание метеорита), что соверешнно не означает искусственного происхождения. Как и у людей прежних эпох были основания делать определённые изображения. Наример, вот этот древний майя вовсе не сидит в космическом корабле — архетип мирового древа есть в разных культурах. То, что у статуй египетских богов встречаются части тел рептилий — не иллюзия, а факт. Только вот свидетельствует он о почитаниии богов-лягушек и богов-змей (долина Нила всегда была болотистой), а не о том, как далеко в историю запустили свои перепончатые руки рептилоиды.
    Тоже видите лицо на Марсе? С вами всё в порядке. Некоторые объекты просто похожи формой на другие. Значение имеет, как это сходство понимать.
    Мы склонны «узнавать» знакомые очертания в хаотических построениях и природных объектах — многие из них получили свои названия из-за внешнего сходства с рукотворными предметами или живыми существами. Например, знаменитая крымская скала Кошка отдалённо напоминает очертаниями лежащего кота. Хотя сходство не так велико, чтобы скалу нельзя было назвать в честь какого-нибудь другого животного, называть её Кошкой приятно — люди исторически относятся к этим животным с симпатией.
    Или, возможно, это монумент, оставленный котонавтами древних времён, чтобы человеческая раса знала, кого почитать?
    Мозг человека устроен так, что стремится видеть закономерности. Именно поэтому в монотонном в звуке можно расслышать ритм, а после употребления психоделиков люди видят фракталы — те же самые, что и на картинах, созданных нейросетями. О том, как представления о структуре и гармонии связаны с нашей психофизиологией, можно подробнее узнать из книги Фрэнка Вильчека «Красота физики: постигая устройство природы». Именно умение уподоблять разные вещи друг другу лежит в основе творческого мышления, позволяя нам создавать сложные художественные образы и шутить.​
    Смайлы как двигатель эволюции​


    Чтобы провести эксперимент, посмотрите на изображение ниже.​

    Вообще-то говоря, этот рисунок состоит всего лишь из трёх кругов и чёрточки. Если бы те же самые геометрические фигуры были расположены относительно друг друга иначе, мы не увидели бы в изображении сходства с лицом. Тем не менее, в этом случае мы не только видим тут рожицу, но и можем пофантазировать о том, как у персонажа дела. Мы точно знаем, какое «настроение» у двух разных смайлов, даже если всё различие — в одной линии. А переживания, которые испытывают случайные предметы быта — одна из самых популярных шуток в интернете.

    Распознавание лиц — важная функция человеческого разума, плотно зашитая в его «программное обеспечение». Учёные предполагают, что цветное зрение появилось у приматов примерно тогда же, когда с лиц ушёл волосяной покров. Это позволило предкам человека лучше понимать ощущения и переживания особей своего вида, наблюдая за цветом кожи. Более успешное понимание того, кто из сородичей напуган, кто готов к любви, а кто задыхается, помогло им наладить коммуникацию и лучше приспособиться.​

    Снятся ли нейросетям нейроовцы​


    Сегодня с распознаванием лиц успешно справляются компьютеры, которые автоматически улучшают снимки, сделанные на смартфоны, или могут отыскать незнакомца по фотографии. Этические аспекты этого становятся предметом дискуссий: не всем нравится, когда любой может найти нас в сети, или когда программа в декларативном порядке убирает дефекты кожи на селфи. Однако от технологических возможностей захватывает дух. Сегодняшние машины активно учатся у людей, повторяя те особенности устройства мозга, которые мы только изучаем в себе самих.​
    Это помогает не только создавать более эффективные алогритмы, но и лучше понимать то, как воспринимаем и мыслим мы сами. Апофения как таковая — не расстройство, а переживание, необходимое человеку. А её использование в псевдонаучных теориях — не просто курьёз, но и повод задуматься о том, как вообще работает человеческий мозг.​
    Увидев улыбающееся лицо, рунические символы или воздушный замок в рисунке облаков, можно сделать из этого делако идущие выводы на тему улыбок, рун или архитектуры, а можно порассуждать о механизме, который позволяет видеть такие соответствия.​
    [/FONT]​




     
    • Информативно Информативно x 1
  12. TS
    claustro phobik

    claustro phobik Unreal Dreams...

    Регистрация:
    7/9/14
    Сообщения:
    2.637
    Карма:
    483
    Оценки:
    +8.170/8/-2
  13. TS
    claustro phobik

    claustro phobik Unreal Dreams...

    Регистрация:
    7/9/14
    Сообщения:
    2.637
    Карма:
    483
    Оценки:
    +8.170/8/-2
    Нирвана —
    понятие, обозначающее состояние освобождения от страданий.
    Вертопрах —
    легкомысленный, ветреный человек.
    Абстиненция —
    добровольный волевой отказ от чего-либо,
    подавление в себе каких-либо влечений в течение определённого промежутка времени или на протяжении всей жизни.
    Быдло —
    люди, которые бессловесно выполняют для кого-либо тяжелую работу.

     
    • Мне нравится Мне нравится x 1
  14. wertexvolume

    wertexvolume Пользователь

    Регистрация:
    23/1/16
    Сообщения:
    109
    Карма:
    68
    Оценки:
    +172/1/-0
  15. TS
    claustro phobik

    claustro phobik Unreal Dreams...

    Регистрация:
    7/9/14
    Сообщения:
    2.637
    Карма:
    483
    Оценки:
    +8.170/8/-2
    Децидофобия —
    боязнь принимать решения.



     
    • Мне нравится Мне нравится x 1
  16. безразницы

    безразницы Поэзия...Философия...Жизнь...

    Регистрация:
    18/12/14
    Сообщения:
    2.508
    Карма:
    434
    Оценки:
    +8.233/6/-2
    Словарь основных психологических терминов.


    АБСТИНЕНЦИЯ - добровольный волевой отказ от чего-либо, подавление в себе каких-либо влечений в течение определённого промежутка времени или на протяжении всей жизни.

    АВТОРИТАРНЫЙ (властный, директивный) — характеристика человека как личности или его поведения в отношении других людей, подчеркивающая склонность пользоваться преимущественно недемократическими методами воздействия на них: давление, приказы, распоряжения и т.п.

    АВТОРИТЕТНОСТЬ — способность человека иметь определенный вес среди людей, служить для них источником идей и пользоваться их признанием и уважением.

    АГРЕССИВНОСТЬ (враждебность) — поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, нанести вред.

    АДАПТАЦИЯ — приспособление органов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их наилучшего восприятия и предохранения рецепторов от излишней перегрузки.

    АДДИКЦИЯ — зависимость, пагубная привычка; ощущаемая человеком навязчивая потребность в определённой деятельности.

    АКТИВНОСТЬ — понятие, указывающее на способность живых существ производить спонтанные движения и изменяться под воздействием внешних или внутренних стимулов-раздражителей.

    АКЦЕНТУАЦИЯ — выделение какого-либо свойства или признака на фоне других, его особенное развитие.

    АЛЬТРУИЗМ — черта характера, побуждающая человека бескорыстно приходить на помощь людям и животным.

    АПАТИЯ — состояние эмоционального равнодушия, безразличия и бездеятельности:

    АППЕРЦЕПЦИЯ — понятие, введенное немецким ученым Г.Лейбницем. Определяет состояние особенной ясности сознания, его сосредоточенности на чем-либо. В понимании другого немецкого ученого, В.Вундта, обозначало некоторую внутреннюю силу, направляющую течение мысли и ход психических процессов.

    АССОЦИАЦИЯ — соединение, связь психических явлений друг с другом.

    АТРИБУЦИЯ — приписывание какого-либо непосредственно не воспринимаемого свойства предмету, человеку или явлению.

    АТРИБУЦИЯ КАУЗАЛЬНАЯ — приписывание некоторой объяснительной причины наблюдаемому действию или поступку человека.

    АТТРАКЦИЯ — привлекательность, влечение одного человека к другому, сопровождающееся положительными эмоциями.

    АУТОСУГГЕСТИЯ - см. Самовнушение.

    АФФЕКТ — кратковременное, бурно протекающее состояние сильного эмоционального возбуждения, возникающее в результате фрустрации или какой-либо иной, сильно действующей на психику причины, обычно связанной с неудовлетворением очень важных для человека потребностей.

    АФФИЛИАЦИЯ — потребность человека в установлении, сохранении и упрочении эмоционально положительных: дружеских, товарищеских, приятельских отношений с окружающими людьми.

    АФФИРМАЦИЯ — краткая фраза, содержащая вербальную формулу, которая при многократном повторении закрепляет требуемый образ или установку в подсознании человека, способствуя улучшению его психоэмоционального фона и стимулируя положительные перемены в жизни.


    БАРЬЕР ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ — внутреннее препятствие психологической природы (нежелание, боязнь, неуверенность и т.п.), мешающее человеку успешно выполнить некоторое действие. Часто возникает в деловых и личных взаимоотношениях людей и препятствует установлению между ними открытых и доверительных отношений.

    БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ — характеристика психологических свойств, процессов и состояний человека, находящихся вне сферы его сознания, но оказывающих такое же влияние на его поведение, как и сознание.

    БОЛЬШАЯ ГРУППА — значительное по количественному составу социальное объединение людей, образованное на основании какого-либо абстрагированного социально-демографического признака: пола, возраста, национальности, профессиональной принадлежности, социального или экономического положения и т.п.

    БРЕД — ненормальное, болезненное состояние психики человека, сопровождающееся фантастическими образами, видениями, галлюцинациями.


    ВАЛИДНОСТЬ — качество метода психологического исследования, выражающееся в его соответствии тому, для изучения и оценки чего он изначально был предназначен.

    ВЕРА — убежденность человека в чем-либо, не подкрепляемая убедительными логическими аргументами или фактами.

    ВЕРБАЛЬНЫЙ — относящийся к звуковой человеческой речи.

    ВНИМАНИЕ — состояние психологической концентрации, сосредоточенности на каком-либо объекте.

    ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ — особенный вид человеческой речевой деятельности, непосредственно связанный с бессознательными, автоматически протекающими процессами перевода мысли в слово и обратно.

    ВНУШЕНИЕ — неосознанное влияние одного человека на другого, вызывающее определенные изменения в его психологии и поведении.

    ВОЗБУДИМОСТЬ — свойство живой материи приходить в состояние возбуждения под влиянием раздражителей и сохранять его следы в течение некоторого времени.

    ВОЛЯ — свойство (процесс, состояние) человека, проявляющееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками. Проявляется в преодолении препятствий, возникающих на пути достижения сознательно поставленной цели.

    ВООБРАЖЕНИЕ — способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им.

    ВОСПРИЯТИЕ — процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств. Завершается формированием образа.

    ВЫТЕСНЕНИЕ — один из защитных механизмов в психоаналитической теории личности (см. психоанализ). Под действием В. из памяти человека выводятся из сознания в сферу бессознательного сведения, вызывающие у него сильные неприятные эмоциональные переживания.


    ГАЛЛЮЦИНАЦИИ — нереальные, фантастические образы, возникающие у человека во время болезней, влияющих на состояние его психики.

    ГЕНИАЛЬНОСТЬ — высший уровень развития у человека каких-либо способностей, делающий его выдающейся личностью в соответствующей области или сфере деятельности.

    ГЕНОТИП — совокупность генов или каких-либо качеств, полученных человеком в наследство от своих родителей.

    ГИПНОЗ — вызванное внушающим воздействием временное отключение сознания человека или снятие сознательного контроля над собственным поведением.

    ГРЕЗЫ — фантазии, мечты человека, рисующие в его воображении приятные, желаемые картины будущей жизни.

    ГРУППА — совокупность людей, выделенная на основе какого-либо одного или нескольких, общих для них признаков.

    ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА — направление исследований в социальной психологии, в котором изучается процесс возникновения, функционирования и развития разных групп.


    ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ (обезличивание) — временная утрата человеком психологических и поведенческих особенностей, характеризующих его как личность.

    ДЕПРЕССИЯ — состояние душевного расстройства, подавленности, характеризующееся упадком сил и снижением активности.

    ДЕТЕРМИНАЦИЯ — причинное обусловливание .

    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — специфический вид человеческой активности, направленной на творческое преобразование, совершенствование действительности и самого себя.

    ДИСТРЕСС — отрицательное влияние стрессовой ситуации на деятельность человека, вплоть до ее полного разрушения.

    ДОМИНАНТА — преобладающий очаг возбуждения в головном мозге человека, связанный с повышенным вниманием или актуальной потребностью. Способен усиливаться за счет притяжения возбуждений с соседних участков мозга. Понятие Д. введено А.Ухтомским.

    ДУША — старое, использовавшееся в науке до появления слова «психология» название совокупности явлений, исследуемых в современной психологии.


    ЖЕЛАНИЕ — состояние актуализированной, т.е. начавшей действовать, потребности, сопровождаемое стремлением и готовностью сделать что-либо конкретное для ее удовлетворения.

    ЖЕСТ — движение рук человека, выражающее его внутреннее состояние или указывающее на какой-либо объект во внешнем мире.

    ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — совокупность видов активности, объединяемых понятием «жизнь» и свойственных живой материи.


    ЗАБЫВАНИЕ — процесс памяти, связанный с утратой следов прежних воздействий и возможности их воспроизведения.

    ЗАДАТКИ — предпосылки к развитию способностей. Могут быть врожденными и приобретенными при жизни.

    ЗАМЕЩЕНИЕ (сублимация) — один из защитных механизмов, представляющих собой подсознательную замену одной, запретной или практически не достижимой, цели на другую, разрешенную и более доступную, способную хотя бы частично удовлетворить актуальную потребность.

    ЗАРАЖЕНИЕ — психологический термин, обозначающий бессознательную передачу от человека к человеку каких-либо эмоций, состояний, побуждений.

    ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ — психоаналитическое понятие, обозначающее совокупность бессознательных приемов, с помощью которых человек, как личность, оберегает себя от психологических травм.

    ЗАПОМИНАНИЕ — один из процессов памяти, обозначающий введение в память вновь поступающей информации.

    ЗНАК — символ или объект, служащий заменителем другого объекта.

    ЗНАЧЕНИЕ (слова, понятия) — то содержание, которое вкладывают в данное слово или понятие все употребляющие его люди.

    ЗОНА ПОТЕНЦИАЛЬНОГО (БЛИЖАЙШЕГО) РАЗВИТИЯ — возможности в психическом развитии, которые открываются у человека при оказании ему минимальной помощи со стороны. Понятие З.п.р. введено Л.С.Выготским.


    ИДЕНТИФИКАЦИЯ — отождествление. В психологии — установление сходства одного человека с другим, направленное на его вспоминание и собственное развитие идентифицирующегося с ним лица.

    ИЛЛЮЗИИ — феномены восприятия, воображения и памяти, существующие только в голове человека и не соответствующие какому-либо реальному явлению или объекту.

    ИМПУЛЬСИВНОСТЬ — характерологическая черта человека, проявляющаяся в его склонности к быстротечным, непродуманным действиям и поступкам.

    ИНДИВИД - отдельно взятый человек в совокупности всех присущих ему качеств: биологических, физических, социальных, психологических и др.

    ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ — своеобразное сочетание индивидных свойств человека, отличающее его от других людей.

    ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - устойчивое сочетание особенностей выполнения разных видов деятельности одним и тем же человеком.

    ИНИЦИАТИВА — проявление человеком активности, не стимулированной извне и не определяемой не зависящими от него обстоятельствами.

    ИНСАЙТ (озарение, догадка) — неожиданное для самого человека, внезапное нахождение решения какой-либо проблемы, над которой он долго и настойчиво думал.

    ИНСТИНКТ — врожденная, малоизменяемая форма поведения, обеспечивающая приспособление организма к типичным условиям его жизни.

    ИНТЕЛЛИГЕНТ — человек глубокой внутренней культуры и самостоятельного мышления.

    ИНТЕЛЛЕКТ — совокупность умственных способностей человека и некоторых высших животных, например, человекообразных обезьян.

    ИНТЕРАКЦИЯ — взаимодействие.

    ИНТЕРЕС — эмоционально окрашенное, повышенное внимание человека к какому-либо объекту или явлению.

    ИНТРОВЕРСИЯ — обращенность сознания человека к самому себе; поглощенность собственными проблемами и переживаниями, сопровождаемая ослаблением внимания к тому, что происходит вокруг. И. является одной из базовых черт личности.

    ИНТРОСПЕКЦИЯ — метод познания психических явлений путем самонаблюдения человека, т.е. внимательного изучения самим человеком того, что происходит в его сознании при решении разного рода задач.

    ИНТУИЦИЯ — способность быстро находить верное решение задачи и ориентироваться в сложных жизненных ситуациях, а также предвидеть ход событий.

    ИНФАНТИЛИЗМ — проявление детских черт в психологии и поведении взрослого человека.

    ИСПЫТУЕМЫЙ — человек, над которым проводятся научные психологические опыты.


    КЛИМАТ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ - общая социально-психологическая характеристика состояния малой группы, в особенности человеческих взаимоотношений, сложившихся в ней.

    КОГНИТИВНАЯ БЕСПОМОЩНОСТЬ - психологическое состояние или ситуация, при которой индивид, имея необходимые знания, умения и навыки для решения задачи, в силу ряда причин когнитивного характера не может справиться с ней.

    КОЛЛЕКТИВ — высокоразвитая малая группа людей, отношения в которой строятся на позитивных нормах морали. К. обладает повышенной эффективностью в работе, проявляющейся в форме сверхаддитивного эффекта.

    КОММУНИКАЦИИ — контакты, общение, обмен информацией и взаимодействие людей друг с другом.

    КОМПЕНСАЦИЯ — способность человека избавляться от переживаний по поводу собственных недостатков за счет усиленной работы над собой и развития других положительных качеств. Понятие К. введено А.Адлером.

    КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ - сложное состояние человека, связанное с недостатком каких-либо качеств (способностей, знаний, умений и навыков), сопровождаемое глубокими отрицательными эмоциональными переживаниями по этому поводу.

    КОМПЛЕКС ОЖИВЛЕНИЯ — сложная сенсорно-двигательная реакция младенца (около 2—3 месяцев), возникающая при восприятии близкого человека, в первую очередь своей матери.

    КОНВЕРГЕНЦИЯ — сведение зрительных осей глаз на каком-либо объекте или в одну точку зрительного пространства.

    КОНСТАНТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ - свойство воспринимать объекты и видеть их относительно постоянными по величине, форме и цвету в изменяющихся физических условиях восприятия.

    КОНФЛИКТ ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ - состояние неудовлетворенности человека какими-либо обстоятельствами его жизни, связанное с наличием у него противоречащих друг другу интересов, стремлений, потребностей, порождающих аффекты и стрессы.

    КОНФЛИКТ МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ - трудноразрешимое противоречие, возникающее между людьми и вызванное несовместимостью их взглядов, интересов, целей, потребностей.

    КОНФОРМНОСТЬ — некритическое принятие человеком чужого неправильного мнения, сопровождаемое неискренним отказом от собственного мнения, в правильности которого человек внутренне не сомневается. Такой отказ при конформном поведении обычно мотивирован какими-либо конъюнктурными соображениями.

    КОРРЕЛЯЦИЯ — математическое понятие, указывающее на статистическую связь, существующую между изучаемыми явлениями.

    КОЭФФИЦИЕНТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ - числовой показатель умственного развития человека, получаемый в результате применения специальных тестов, предназначенных для количественной оценки уровня развития интеллекта человека.

    КРИЗИС — состояние душевного расстройства, вызванное длительной неудовлетворенностью человека собой и своими взаимоотношениями с окружающим миром. К. возрастной нередко возникает при переходе человека из одной возрастной группы в другую.


    ЛАБИЛЬНОСТЬ — свойство нервных процессов (нервной системы), проявляющееся в способности проводить определенное количество нервных импульсов за единицу времени. Л. также характеризует скорость возникновения и прекращения нервного процесса.

    ЛИДЕР — член группы, чей авторитет, власть или полномочия безоговорочно признаются остальными членами малой группы, готовыми следовать за ним.

    ЛИДЕРСТВО — поведение лидера в малой группе. Приобретение или утрата им лидерских полномочий, осуществление им своих лидерских функций.

    ЛИЧНОСТЬ — понятие, обозначающее совокупность устойчивых психологических качеств человека, составляющих его индивидуальность.

    ЛОКУС КОНТРОЛЯ — понятие, характеризующее локализацию причин, исходя из которых человек объясняет свое собственное поведение и наблюдаемое им поведение других людей. Внутренний Л.к. — это поиск причин поведения в самом человеке, а внешний Л.к. — их локализация вне человека, в окружающей его среде. Понятие Л.к. введено американским психологом Ю.Роттером.

    ЛОНГИТЮДНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ - длительное по времени своего проведения научное исследование процессов формирования, развития и изменения каких-либо психических или поведенческих явлений.

    ЛЮБОВЬ — высшее духовное чувство человека, богатое разнообразными эмоциональными переживаниями, основанное на благородных чувствах и высокой морали и сопровождаемое готовностью сделать все от себя зависящее для благополучия любимого человека.


    МАЗОХИЗМ — самоунижение, самоистязание человека, связанное с неудовлетворенностью собой и убежденностью, что причины жизненных неудач находятся в нем самом (см. внутренний локус контроля). М. — одно из главных понятий, используемых в типологии социальных характеров, предложенной немецко-американским ученым Э.Фроммом.

    МАЛАЯ ГРУППА — небольшая по численности совокупность людей, включающая от 2—3 до 20—30 человек, занятых общим дел и имеющих прямые личные контакты друг с другом.

    МАССОВИДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ ПСИХИКИ - социально-психологические явления, возникающие в массах людей (население, толпа, масса, группа, нация и т.п.). М.я.п. включают слухи, панику, подражание, заражение, внушение и др.

    МАССОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ - средства передачи информации, рассчитанные на массовую аудиторию: печать, радио, телевидение и т.п.

    МЕЛАНХОЛИК — человек, чье поведение характеризуется замедленностью реакций на действующие стимулы, а также речевых, мыслительных и двигательных процессов.

    МЕЧТЫ — планы человека на будущее, представленные в его воображении и реализующие наиболее важные для него потребности и интересы.

    МИМИКА — совокупность движений частей лица человека, выражающих его состояние или отношение к тому, что он воспринимает (представляет, обдумывает, припоминает и т.п.).

    МОДАЛЬНОСТЬ — понятие, обозначающее качество ощущений, возникающих под действием определенных раздражителей.

    МОТИВ ВЛАСТИ — устойчивая черта личности, выражающая собой потребность одного человека в обладании властью над другими людьми, стремление господствовать, управлять, распоряжаться ими.

    МОТИВ — внутренняя устойчивая психологическая причина поведения или поступка человека.

    МОТИВ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА - потребность добиваться успехов в разных видах деятельности, рассматриваемая как устойчивая личностная черта.

    МОТИВ ИЗБЕГАНИЯ НЕУДАЧИ — более или менее устойчивое стремление человека избегать неудач в тех ситуациях жизни, где результаты его деятельности оцениваются другими людьми. М.и.н. — черта личности, противоположная мотиву достижения успехов.

    МОТИВАЦИЯ — динамический процесс внутреннего, психологического и физиологического управления поведением, включающий его инициацию, направление, организацию, поддержку.

    МОТИВИРОВКА — разумное обоснование, объяснение самим человеком его поступков, которое не всегда соответствует истине.

    МЫШЛЕНИЕ — психологический процесс познания, связанный с открытием субъективно нового знания, с решением задач, с творческим преобразованием действительности.


    НАБЛЮДЕНИЕ — метод психологического исследования, рассчитанный на непосредственное получение нужной информации через органы чувств.

    НАВЫК — сформированное, автоматически осуществляемое движение, не требующее сознательного контроля и специальных волевых усилий для его выполнения.

    НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ - способ практического решения задач, предполагающий зрительное изучение ситуации и практические действия в ней с материальными предметами.

    НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ - способ решения задач, включающий наблюдение за ситуацией и оперирование образами составляющих ее предметов без практических действий с ними.

    НАДЕЖНОСТЬ — качество научного метода исследования, позволяющее получать одни и те же результаты при повторном или многократном использовании данного метода.

    НАМЕРЕНИЕ — сознательное желание, готовность что-либо сделать.

    НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ - понятие, обозначающее совокупность потребностей и мотивов личности, определяющих главное направление ее поведения.

    НАПРЯЖЕННОСТЬ — состояние повышенного физического или психологического возбуждения, сопровождаемое неприятными внутренними чувствами и требующее разрядки.

    НАСТРОЕНИЕ — эмоциональное состояние человека, связанное со слабо выраженными положительными или отрицательными эмоциями и существующее в течение длительного времени.

    НАУЧЕНИЕ — приобретение знаний, умений и навыков в результате жизненного опыта.

    НЕВРОТИЗМ — свойство человека, характеризующееся его повышенной возбудимостью, импульсивностью и тревожностью.

    НЕГАТИВИЗМ — демонстративное противодействие человека другим людям, непринятие им разумных советов со стороны других людей. Часто встречается у детей в период возрастных кризисов.

    НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ — отрасль психологической науки, изучающая связь психических процессов, свойств и состояний с работой мозга.

    НОРМЫ СОЦИАЛЬНЫЕ — принятые в данном обществе или группе правила поведения, регулирующие взаимоотношения людей.


    ОБРАЗ — обобщенная картина мира (предметов, явлений), складывающаяся в результате переработки информации о нем, поступающей через органы чувств.

    ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ — процесс получения информации о состояниях партнера по общению с целью улучшения общения и достижения желаемого результата.

    ОБЩЕНИЕ — обмен информацией между людьми, их взаимодействие.

    ОБЫДЕННОЕ СОЗНАНИЕ — усредненный уровень сознания масс людей, составляющих данное общество. О.с. отличается от научного сознания невысокой достоверностью и точностью имеющихся в нем сведений.

    ОБЪЕКТИВАЦИЯ — процесс и результат локализации образов восприятия во внешнем мире — там, где располагается источник воспринимаемой информации.

    ОДАРЕННОСТЬ — наличие у человека задатков к развитию способностей.

    ОЖИДАНИЕ — одно из основных понятий когнитивной психологии, выражающее способность предвосхищения человеком будущих событий.

    ОНТОГЕНЕЗ — процесс индивидуального развития организма или личности.

    ОПЕРАТИВНАЯ ПАМЯТЬ — вид памяти, рассчитанный на сохранение информации в течение определенного времени, необходимого для выполнения некоторого действия или операции.

    ОПЕРАЦИЯ — система движений, связанных с выполнением конкретного действия, направленных на достижение его цели.

    ОПРЕДМЕЧИВАНИЕ — диалектико-материалистическое понятие, обозначающее процесс и результат воплощения в предметах деятельности человека, составляющих материальную и духовную культуру, его же способностей.

    ОПРОС — метод психологического изучения, в процессе применения которого людям задаются вопросы и на основе ответов на них судят о психологии этих людей.

    ОПРОСНИК ЛИЧНОСТНЫЙ - метод исследования личности, основанный на использовании системы письменных или устных, заранее продуманных вопросов, адресованных человеку, чьи психологические особенности подлежат изучению.

    ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ РЕАКЦИЯ (РЕФЛЕКС) - реакция организма на новые стимулы, проявляющаяся в общей его активизации, в сосредоточении внимания, в мобилизации сил и ресурсов.

    ОСМЫСЛЕННОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ - свойство человеческого восприятия приписывать воспринимаемому объекту или явлению определенный смысл, обозначать его словом, относить к определенной языковой категории.

    ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ (ДЕВИАНТНОЕ) ПОВЕДЕНИЕ - поведение человека, отклоняющееся от установленных правовых или нравственных норм, нарушающее их.

    ОТРАЖЕНИЕ — философско-гносеологическое понятие, относящееся к теории познания. В соответствии с ним все психические процессы и состояния человека рассматриваются как отражения в голове человека объективной, не зависимой от него действительности.

    ОТЧУЖДЕНИЕ — процесс или результат утраты для человека значения или личностного смысла того, что раньше привлекало его внимание, было для него интересным и важным.

    ОЩУЩЕНИЕ — элементарный психический процесс, представляющий собой субъективное отражение живым существом в виде психических явлений простейших свойств окружающего мира.


    ПАМЯТЬ — процессы запоминания, сохранения, воспроизводства и переработки человеком разнообразной информации.

    ПАМЯТЬ ГЕНЕТИЧЕСКАЯ — память, обусловленная генотипом, передаваемая из поколения в поколение.

    ПАМЯТЬ ДОЛГОВРЕМЕННАЯ — память, рассчитанная на длительное хранение и многократное воспроизведение информации при условии ее сохранения.

    ПАМЯТЬ КРАТКОВРЕМЕННАЯ — память, рассчитанная на хранение информации в течение небольшого промежутка времени, от нескольких до десятков секунд, до тех пор, пока содержащаяся в ней информация не будет использована или переведена в долговременную память.

    ПАНИКА — массовидное явление психики, характеризующееся возникновением одновременно у многих людей, находящихся в контактах друг с другом, чувств страха, беспокойства, а также беспорядочных, хаотичных движений и непродуманных действий.

    ПАНТОМИМИКА — система выразительных движений, совершаемых при помощи тела.

    ПЕРВИЧНЫЕ ДАННЫЕ — та информация об изучаемых явлениях, которая получается в начале исследования и подлежит дальнейшей обработке прежде, чем на ее основе можно будет сделать достоверные выводы об этих явлениях.

    ПЕРВИЧНЫЕ ЭМОЦИИ — генотипически (см. генотип) обусловленные простейшие эмоциональные переживания: удовольствие, неудовольствие, боль, страх, гнев и др.

    ПЕРЕЖИВАНИЕ — ощущение, сопровождаемое эмоциями.

    ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ — процесс превращения человека в личность (см.), приобретения им индивидуальности.

    ПЕРЦЕПТИВНЫЙ — относящийся к восприятию.

    ПОДРАЖАНИЕ — сознательное или бессознательное поведение человека, направленное на воспроизведение поступков и действий других людей.

    ПОЛОРОЛЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ — поведение, свойственное человеку определенного пола в той социальной роли, которая соответствует этому полу.

    ПОНИМАНИЕ — психологическое состояние, выражающее собой правильность принятого решения и сопровождаемое чувством уверенности в точности восприятия или интерпретации какого-либо события, явления, факта.

    ПОСТУПОК — сознательно совершенное человеком и управляемое волей действие, исходящее из определенных убеждений.

    ПОТРЕБНОСТЬ — состояние нужды организма, индивида, личности в чем-то, необходимом для их нормального существования.

    ПРАКТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ — вид мышления, направленного на решение практических задач.

    ПРЕДМЕТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ — свойство восприятия представлять мир не в виде отдельных ощущений, а в форме целостных образов, относящихся к воспринимаемым предметам.

    ПРЕДРАССУДОК — устойчивое ошибочное мнение, не подкрепляемое фактами и логикой, основанное на вере.

    ПРЕДСОЗНАНИЕ — психическое состояние человека, занимающее промежуточное место между сознанием и бессознательным. Характеризуется наличием смутного осознания переживаемого, но отсутствием волевого контроля или способности им управлять.

    ПРЕДСТАВЛЕНИЕ — процесс и результат воспроизводства в виде образа какого-либо объекта, события, явления.

    ПРИВЫКАНИЕ — прекращение или снижение остроты реагирования на еще продолжающий действовать раздражитель.

    ПРОЕКЦИЯ — один из защитных механизмов, посредством которого человек избавляется от переживаний по поводу собственных недостатков за счет приписывания их другим людям.

    ПРОСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ — поведение человека среди людей, бескорыстно направленное на их благо.

    ПСИХИКА — общее понятие, обозначающее совокупность всех психических явлений, изучаемых в психологии.

    ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ — процессы, происходящие в голове человека и отражающиеся в динамически изменяющихся психических явлениях: ощущениях, восприятии, воображении, памяти, мышлении, речи и др.

    ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СОВМЕСТИМОСТЬ ЛЮДЕЙ - способность людей находить взаимопонимание, налаживать деловые и личные контакты, сотрудничать друг с другом.

    ПСИХОТЕРАПИЯ - комплексное психологическое воздействие врача на психику больного посредством слова. Целью психотерапии является устранение болезненных симптомов, изменение отношения к себе, своему состоянию и окружающей среде. Психотерапия в широком смысле охватывает всю область общения врача и больного. Врач любого профиля, общаясь с больным, оказывает на него психологическое воздействие. Беседуя с больным, врач стремится оценить его душевное состояние, понять и выяснить причины, приведшие к ухудшению психологического состояния пациента. Основу всех психотерапевтических методик составляют внушение и разъяснение, предлагаемые в различных соотношениях и последовательности.


    РАЗДРАЖИМОСТЬ — способность живых организмов биологически целесообразно (с целью самосохранения и развития) реагировать на значимые для их жизни воздействия среды.

    РАССЕЯННОСТЬ — неспособность внимания сконцентрироваться на объекте.

    РЕАКЦИЯ — ответ организма на какой-нибудь раздражитель.

    РЕЛАКСАЦИЯ — расслабление.

    РЕФЕРЕНТНАЯ ГРУППА — группа людей, в чем-то привлекательных для индивида. Групповой источник индивидуальных ценностей, суждений, поступков, норм и правил поведения.

    РЕФЕРЕНТОМЕТРИЯ — методика, позволяющая выяснить степень значимости каждого члена группы для его товарищей по сообществу, выявить, с одной стороны, тех, на чье мнение в данной общности ориентировано большинство ее членов, а с другой — тех, чья позиция по тому или иному вопросу практически всем безразлична.

    РЕФЛЕКС — автоматическая ответная реакция организма на действие какого-либо внутреннего или внешнего раздражителя.

    РЕФЛЕКСИЯ — способность сознания человека сосредоточиться на самом себе.

    РЕЧЬ — система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации.

    РЕШИТЕЛЬНОСТЬ — готовность перейти к практическим действиям, сформировавшееся намерение совершить определенный поступок.

    РИГИДНОСТЬ — заторможенность мышления, проявляющаяся в трудности отказа человека от однажды принятого решения, способа мышления и действий.

    РОЛЬ — понятие, обозначающее поведение человека в определенной жизненной ситуации, соответствующей занимаемому им положению (например, роль руководителя, подчиненного, отца, матери и т.п.).


    САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ — использование, и развитие человеком имеющихся у него задатков, их превращение в способности. Стремление к личностному самосовершенствованию. С. как понятие введена в гуманистической психологии.

    САМОВНУШЕНИЕ - процесс, направленный на внушение самому себе представлений, мыслей, чувств, способствующих устранению болезненных явлений и улучшению общего самочувствия.

    САМООБЛАДАНИЕ — способность человека сохранять внутреннее спокойствие, действовать разумно и взвешенно в сложных жизненных ситуациях.

    САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ — самостоятельный выбор человеком своего жизненного пути, целей, ценностей, нравственных норм, будущей профессии и условий жизни.

    САМООЦЕНКА — оценка человеком собственных качеств, достоинств и недостатков.

    САМОРЕГУЛЯЦИЯ — процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а также поступками.

    САМОСОЗНАНИЕ — осознание человеком самого себя, своих собственных качеств.

    САНГВИНИК — тип темперамента, характеризующийся энергичностью, повышенной работоспособностью и быстротой реакций.

    СВОЙСТВА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ЧЕЛОВЕКА - комплекс физических характеристик нервной системы, определяющих процессы возникновения, проведения, переключения и прекрашения нервных импульсов в различных отделах и частях центральной нервной системы.

    СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ - период в жизни человека, обеспечивающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения.

    СЕНСИБИЛИЗАЦИЯ — повышение чувствительности органов чувств под влиянием воздействия на них определенных раздражителей, в частности тех, которые поступают в это же самое время на другие органы чувств (к примеру — увеличение остроты зрения под воздействием слуховых раздражителей).

    СЕНСОРНЫЙ — связанный с работой органов чувств.

    СИЛА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ — свойство нервной системы выдерживать длительные и большие нагрузки.

    СИМВОЛ — знак чего-либо, имеющий определенное сходство с обозначаемым объектом.

    СИМПАТИЯ — чувство эмоциональной предрасположенности к человеку, повышенный интерес и влечение к нему.

    СИНЕСТЕЗИЯ — способность раздражителя, адресованного природой для него приспособленному органу чувств, одновременно вызывать необычное ощущение в другом органе чувств. Например, при восприятии музыки у некоторых людей могут возникать зрительные ощущения.

    СКЛОННОСТЬ — предрасположенность к чему-либо.

    СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ - вид мышления человека, где в качестве средства решения задачи выступают словесное абстрагирование и логические рассуждения.

    СМЫСЛ ЛИЧНОСТНЫЙ — значение, которое объект, событие, факт или слово приобретают для данного человека в результате его личного жизненного опыта. Понятие С.л. введено А. Н .Леонтьевым.

    СОВЕСТЬ — понятие, обозначающее способность человека переживать, глубоко личностно воспринимать и сожалеть о случаях нарушения им самим или другими людьми нравственных норм. С. характеризует личность, достигшую высокого уровня психологического развития.

    СОВМЕСТИМОСТЬ — способность людей работать вместе, успешно решать задачи, требующие от них согласованности действий и хорошего взаимопонимания.

    СОЗНАНИЕ — высший уровень психического отражения человеком действительности, ее представленность в виде обобщенных образов и понятий.

    СОПЕРЕЖИВАНИЕ — испытывание человеком тех же самых чувств и эмоций, которые характерны для находящихся рядом с ним людей (см. также эмпатия).

    СОПЕРНИЧЕСТВО — стремление человека к соревнованию с другими людьми, желание одержать верх над ними, победить, превзойти.

    СОСРЕДОТОЧЕННОСТЬ — сконцентрированность внимания человека.

    СОТРУДНИЧЕСТВО — стремление человека к согласованной, слаженной работе с людьми. Готовность поддержать и оказать помощь им. Противоположно соперничеству.

    СОХРАНЕНИЕ — один из процессов памяти, направленный на удержание в ней полученной информации.

    СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ - теория и практика специального психотерапевтического воздействия на людей, рассчитанная на улучшение их общения и приспособление к условиям жизни.

    СОЦИАЛЬНЫЕ ОЖИДАНИЯ — ожидаемые от человека, занимающего в обществе определенное положение, суждения, действия и поступки, соответствующие его социальной роли.

    СОЦИАЛЬНЫЙ СТЕРЕОТИП — искаженные социальные установки человека в отношении людей определенной категории, возникшие у него под влиянием ограниченного или одностороннего жизненного опыта общения с представителями данной социальной группы: национальной, религиозной, культурной и т.п.

    СОЦИОМЕТРИЯ — совокупность однотипно построенных методик, предназначенных для выявления и представления в виде социограмм и ряда специальных индексов системы личных взаимоотношений между членами малой группы.

    СПЛОЧЕННОСТЬ МАЛОЙ ГРУППЫ - психологическая характеристика единства членов малой группы.

    СПОСОБНОСТИ — индивидуальные особенности людей, от которых зависит приобретение ими знаний, умений и навыков, а также успешность выполнения различных видов деятельности.

    СТАТУС — положение человека в системе внутригрупповых отношений, определяющее степень его авторитета в глазах остальных участников группы.

    СТИЛЬ ЛИДЕРСТВА — характеристика отношений, складывающихся между лидером и ведомыми. Способы и средства, применяемые лидером для оказания нужного воздействия на зависящих от него людей.

    СТРЕМЛЕНИЕ — желание и готовность действовать определенным образом.

    СТРЕСС — состояние душевного (эмоционального) и поведенческого расстройства, связанное с неспособностью человека целесообразно и разумно действовать в сложившейся ситуации.

    СУБЪЕКТИВНЫЙ — относящийся к человеку — субъекту.

    СХЕМА МЫШЛЕНИЯ — система понятий или логика рассуждений, привычно применяемых человеком при встрече с незнакомым объектом или новой задачей.


    ТАЛАНТ — высокий уровень развития способностей человека, обеспечивающий достижение выдающихся успехов в том или ином виде деятельности.

    ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ — вид мышления, связанный с созданием или открытием чего-либо нового.

    ТЕМПЕРАМЕНТ — динамическая характеристика психических процессов и поведения человека, проявляющаяся в их скорости, изменчивости, интенсивности и других характеристиках.

    ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — психологическая теория, рассматривающая психические процессы человека как виды внутренней деятельности, происходящей из внешней и имеющей структуру, аналогичную внешней деятельности. Т.д. разработана А.Н.Леонтьевым.

    ТЕСТ — стандартизированная психологическая методика, предназначенная для сравнительной количественной оценки у человека изучаемого психологического качества.

    ТЕСТИРОВАНИЕ — процедура применения тестов на практике.

    ТРЕВОЖНОСТЬ — свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях.


    УБЕЖДЕННОСТЬ — уверенность человека в своей правоте, подтверждаемая соответствующими аргументами и фактами.

    УЗНАВАНИЕ — отнесение воспринимаемого объекта к категории уже известных.

    УМЕНИЕ — способность выполнять определенные действия с хорошим качеством и успешно справляться с деятельностью, включающей эти действия.

    УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ — процесс логического вывода определенного положения из некоторых достоверных утверждений — посылок.

    УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ — максимальный успех, которого рассчитывает добиться человек в том или ином виде деятельности.

    УСТАНОВКА — готовность, предрасположенность к определенным действиям или реакциям на конкретные стимулы.

    УТОМЛЕНИЕ — состояние усталости, сопровождаемое— (см. аутизм, воображение, грезы, мечты).


    ФАМИЛЬЯРНЫЙ — преувеличенно непринужденный, развязный, бесцеремонный.

    ФЛЕГМАТИК — тип темперамента человека, характеризующийся пониженной реактивностью, слабо развитыми, замедленными выразительными движениями.

    ФРУСТРАЦИЯ — эмоционально тяжелое переживание человеком своей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушения надежд в достижении определенной желаемой цели.


    ХАРАКТЕР — совокупность свойств личности, определяющих типичные способы ее реагирования на жизненные обстоятельства.


    ЦЕНЗУРА — психоаналитическое понятие, обозначающее подсознательные психологические силы, которые стремятся не допустить в сознание определенные мысли, чувства, образы, желания.

    ЦЕННОСТИ — то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, положительный жизненный смысл.

    ЦЕНТРАЛЬНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА - часть нервной системы, включающая головной, промежуточный и спинной мозг.

    ЦЕНТРАЛЬНЫЙ — характеристика нервных процессов, происходящих на высших уровнях центральной нервной системы.


    ЧЕРТА ЛИЧНОСТИ — устойчивое свойство личности, определяющее характерное для нее поведение и мышление.

    ЧЕСТОЛЮБИЕ — стремление человека к успехам, рассчитанное на повышение его авторитета и признание со стороны окружающих.

    ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ — способность организма запоминать и реагировать на воздействия среды, не имеющие непосредственного биологического значения, но вызывающие психологическую реакцию в форме ощущений.

    ЧУВСТВО — высшая, культурно обусловленная эмоция человека, связанная с некоторым социальным объектом.


    ЭГОЦЕНТРИЗМ — сосредоточенность сознания и внимания человека исключительно на самом себе, сопровождающаяся игнорированием того, что происходит вокруг.

    ЭКСТРАВЕРСИЯ — обращенность сознания и внимания человека в основном на то, что происходит вокруг него. Экстраверсия противоположна интроверсии.

    ЭМОЦИИ — элементарные переживания, возникающие у человека под влиянием общего состояния организма и хода процесса удовлетворения актуальных потребностей.

    ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ — характеристика личности, проявляющаяся в частоте возникновения разнообразных эмоций и чувств.

    ЭМПАТИЯ — способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям, к пониманию их внутренних состояний.

    ЭФФЕРЕНТНЫЙ — процесс, направленный изнутри наружу, от центральной нервной системы к периферии тела.


    ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - отрасль психологической науки, изучающая психические процессы, явления и состояния людей, участвующих в восприятии, следовании юридическим нормам. В Ю.п. исследуются также явления, связанные с производством дознания, судом и исправлением осужденных.
     
    • Мне нравится Мне нравится x 1
  17. безразницы

    безразницы Поэзия...Философия...Жизнь...

    Регистрация:
    18/12/14
    Сообщения:
    2.508
    Карма:
    434
    Оценки:
    +8.233/6/-2
    Что нашел на А
    Абстрагирование — процесс мышления, в результате которого человек, отвлекаясь от несущественного, образует понятия, восходя от конкретного к абстрактному, наполняя абстрактное конкретным содержанием.
    Абитуриент – (новолат. abituriens – собирающийся уходить) – выпускник среднего учебного заведения, получивший аттестат зрелости. Употребляется также в значении: претендующий на поступление в другое учебное заведение.
    Абстиненция (от лат. abs – из-за, teneo - держаться) - состояние, возникающее в результате прекращения действия алкоголя или наркотиков при внезапном перерыве в их приеме. Характерными проявлениями А. являются головная боль, головокружение, сухость во рту, тахикардия, тошнота, угнетенное настроение, бессонница, страх, тревожность, попытки самоубийства.
    Авеста - собрание священных книг зороастризма (огнепоклонников) народов Ближнего и Среднего Востока. Была написана в VII - VI вв. до н.э. и состояла из 21 книги, до наших дней дошло 3 книги, была энциклопедией своей эпохи и в течение веков служила учебным пособием для учащихся.
    Авторитарный — основанный на слепом подчинении власти, стремящийся утвердить свой авторитет; властный.
    Авторитет— влияние, которое оказывает на кого-либо отдельное лицо или социальный институт в силу своих заслуг, интеллектуальных, нравственных, деловых качеств.
    Авторитет учителя - общепризнанная учащимися значимость достоинств учителя и основанная на этом сила его воспитательного воздействия. К числу этих достоинств относятся эрудированность, педагогическое мастерство, умение связывать теорию и с практикой, оптимизм, справедливость.
    Авторская школа – учреждение, где реализуются отдельные идеи и концепции.
    Агрессивность – целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, причиняющее физический вред или вызывающее отрицательные переживания, состояние напряжённости, страха, подавленности. Агрессивные действия могут выступать как средство достижения какой-либо цели, как способ психической разрядки, удовлетворения блокированной потребности личности и переключения деятельности, как форма самореализации и самоутверждения.
    Адаптация — приспосабливаемость.
    Адаптация - приспособление организмов к конкретным условиям существования.
    Адаптация — способность организма (личности, функции), приспосабливаться к различным условиям внешней среды. Приведение личности в такое состояние, которое обеспечивает устойчивое поведение в типичных проблемных ситуациях без патологических изменений структуры личности.
    Адаптация социальная — процесс и результат активного приспособления человека к условиям и требованиям социальной среды. Содержанием ее являются сближение целей и ценностных ориентации группы и входящего в нее индивида, усвоение им групповых норм, традиций, социальных установок, принятие на себя социальных ролей. Является одним из механизмов социализации личности.
    Адаптация (социальная) — процесс, обеспечивающий безболезненное вхождение личности в социум, приспособление к нему на основе добровольного принятия общественных норм и требований, овладения практико-ориентированными знаниями и коммуникативными умениями, необходимыми для гармонизации межличностных отношений в социокультурной среде.
    Адъюнкт – (лат. Adjunctus – присоединенный, помощник) – лицо, готовящееся к научно-педагогической работе в высших военно-учебных заведениях. В Западной Европе и дореволюционной России (в Акад. наук, в университетах); 2. помощник профессора или академика.
    Активность личности (от лат. activus — деятельный) — деятельное отношение личности к миру, способность производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения исторического опыта человечества; проявляется в творческой деятельности, волевых актах, общении. Формируется под воздействием среды и воспитания.
    Акмеология – наука, исследующая закономерности и факторы достижения вершин профессионализма, творческого долголетия человека.
    Акселерация - ускорение роста и развития детей и подростков, а также наступление половой зрелости в более раннем возрасте.
    Аксиология – наука, исследующая философское учение о ценностях.
    Аксиологический ( ценностный) подход в культуре рассматривает культуру как совокупность всех богатств и ценностей общества, накопленных в процессе его развития. Эти ценности существуют в материальной и духовной формах.
    Акцентуация характера (личности) – чрезмерное усиление отдельных черт характера и их сочетаний, представляющих крайние варианты нормы (возбудимость, агрессивность, замкнутость, тревожность, раздражительность, впечатлительность, подозрительность, обидчивость и т.д.(; им присуща тенденция к социально-положительному и социально-отрицательному развитию в зависимости от воздействий среды и воспитания. Автор термина – немецкий психолог и психиатр К.Леонгард. Учителю знание А.х.(л.) необходимо при изучении и понимании воспитанников и осуществлении индивидуального подхода к ним.
    Активность личности — деятельностное отношение человека к миру, его способность производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды; проявляется в творческой деятельности, волевых актах, общении.
    Альтруизм — бескорыстная забота о благе других и готовность жертвовать для других своими личными интересами.
    Амбивалентность — двойственность переживания, когда один и тот же человек одновременно вызывает противоположные чувства.
    Анализ – в буквальном смысле расчленение (мнимое или реальное) объекта на элементы. В широком смысле это синоним исследования вообще. Самоанализ — одно из важнейших условий повышения эффективности педагогического процесса, роста профессионализма учителя; умственное или реальное расчленение предмета на составные части, каждая из которых затем изучается для того, чтобы посредством синтеза объединить в единое целое, обогащённое новыми знаниями.
    Анализ учебного занятия – разбор содержания учебного занятия по составным частям с разных точек зрения для оценки его в целом; является одним из основных способов изучения и обобщения опыта, непременным условием совершенствования педагогического мастерства.
    Анкета — методическое средство для получения первичной социологической и психологической информации на основе вербальной (словесной) коммуникации, форма заочного опроса, объединенная единым исследовательским замыслом; система вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик объекта или предмета анализа.
    Анкетирование — метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросных листов (анкет).
    Аналитические умения - теоретический анализ фактов и явлений.
    Андрагогика — раздел дидактики, раскрывающий и развивающий принципы обучения взрослых.
    Антропология – наука, изучающая биологическую природу человека.
    Антропология педагогическая — философская база воспитания, которая позволяет понять структуру воспитания, лишь соотнеся ее со структурой целостной природы человека; «изучение человека во всех проявлениях его природы со специальным приложением к искусству воспитания» (К.Д.Ушинский); воспитание в Антропологии понимается как атрибут человеческого бытия.
    Алалия - отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.
    Алкоголизм – злоупотребление алкоголем. Принято выделять: бытовое пьянство, хронический алкоголизм, алкогольные психозы.
    Аномальные дети – дети, имеющие отклонения от нормального психического и (или) физического развития, преодоление последствий которых требует применения специальных коррекционных методик.
    Аномалия - патологическое отклонение от нормы в функциях организма и его частей, отклонение от общих закономерностей развития.
    Антонимы — разные слова, относящиеся к одной части речи, но противоположные по значению (добрый — злой, могучая — бессильная). Противопоставление антонимов в речи является ярким источником речевой экспрессии, усиливающей эмоциональность речи: Он был слаб телом, но силен духом.
    Асфикция - удушье, возникающее у детей при рождении в случае прекращения поступления кислорода из организма матери через плаценту.
    Аутизм - болезненное состояние психики, характеризующееся сосредоточенностью человека на своих переживаниях, уходом от реального внешнего мира.
    Апробация (лат. approbatio — проверка) — одобрение, утверждение на базе исследования, опытной проверки.
    Аффективный — эмоционально окрашенный.